- Головка блока цилиндров и клапанный механизм (инж.) (разборка, ремонт, замена прокладки ГБЦ)
- Ремонт головки блока цилиндров ВАЗ 2121
- Признаки неисправности
- Подготовим инструмент
- Снятие головки блока цилиндров – порядок работ
- Профилактические работы и улучшение характеристик двигателя в автомобиле «Нива»
- Также важен и момент затяжки ГБЦ
- Расточка ГБЦ относится к механическому тюнингу
- Замена прокладки гбц ваз 21213 карбюратор своими руками
Головка блока цилиндров и клапанный механизм (инж.)
(разборка, ремонт, замена прокладки ГБЦ)
Разрез головки цилиндров по выпускному клапану: 1 — головка цилиндров; 2 — клапан; 3 — маслоотражательный колпачок; 4 — рычаг клапана: 5 — корпус подшипников распределительного вала; 6 — распределительный вал; 7 — регулировочный болт; 8 — контргайка регулировочного болта; А — зазор между рычагом и кулачком распределительного вала
Основные размеры клапанов, направляющих втулок и седел клапанов
Детали клапанного механизма: 1 — клапан; 2 — стопорное кольцо; 3 — направляющая втулка; 4 — маслоотражательный колпачок; 5 — опорная шайба наружной пружины; 6 — стопорная шайба внутренней пружины; 7 — внутренняя пружина; 8 — наружная пружина; 9 — тарелка пружин; 10 — сухари; 11 — рычаг привода клапана; 12 — пружина рычага; 13 — регулировочный болт; 14 — контргайка регулировочного болта; 15 — втулка регулировочного болта; 16 — стопорная пластина пружины рычага
Основные данные для проверки наружной (а) и внутренней (b) пружины клапана
Головку блока цилиндров снимаем для замены прокладки, ремонта механизма привода клапанов и самой головки, а также при полной разборке двигателя.
Для замены прокладки головки или шатунно-поршневой группы двигателя головку блока цилиндров снимаем с двигателя в сборе с ресивером, впускной трубой и выпускным коллектором.
Для демонтажа головки блока цилиндров:
- отсоединяем минусовой провод аккумуляторной батареи;
- сливаем охлаждающую жидкость (см. тут);
- снимаем дроссельный узел в сборе (см. тут);
- отсоединяем шланги от отводящего патрубка рубашки охлаждения;
- отсоединяем шланг от подводящего патрубка радиатора отопителя;
- отсоединяем разъем проводов форсунок топливной рампы (см. тут);
- отсоединяем разъемы от датчика температуры охлаждающей жидкости системы впрыска и датчика указателя температуры охлаждающей жидкости;
- снимаем наконечники высоковольтных проводов со свечей зажигания;
- отсоединяем от топливной рампы трубки подвода и отвода топлива;
- отсоединяем от выпускного коллектора приемную трубу (см. тут), теплозащитный экран стартера и кронштейн отводящей трубки радиатора отопителя (см. тут);
- снимаем распределительный вал и рычаги привода клапанов (см. тут);
- снимаем звездочку распределительного вала, а цепь подвязываем проволокой.
Головкой «на 13» отворачиваем болт крепления головки блока цилиндров, расположенный рядом с кронштейном модуля зажигания. |
Головкой «на 12» отворачиваем десять болтов крепления головки к блоку цилиндров. |
Снимаем головку блока цилиндров в сборе с выпускным коллектором, ресивером и впускной трубой с топливной рампой.
Головку блока цилиндров можно также снять с двигателя, предварительно демонтировав ресивер (см. тут), впускную трубу и выпускной коллектор (см. тут).
Снимаем головку блока цилиндров без выпускного коллектора и впускной трубы.
Снимаем прокладку головки блока цилиндров. |
Устанавливаем головку блока цилиндров на верстак.
Головкой «на 10» отворачиваем две гайки крепления к головке блока подводящего патрубка радиатора отопителя.
Снимаем уплотнительную прокладку. |
Головкой «на 13» отворачиваем две гайки крепления отводящего патрубка рубашки системы охлаждения. |
. и снимаем патрубок с датчиком температуры охлаждающей жидкости системы впрыска. |
Снимаем уплотнительную прокладку патрубка. |
При разборке клапанного механизма.
. подкладываем под тарелку рассухариваемого клапана упор — деревянный брусок.
. и вынимаем клапан из направляющей втулки головки блока цилиндров.
Таким же образом демонтируем другие клапаны.
Сборку и установку головки блока цилиндров проводим в обратной последовательности.
Перед установкой клапанов очищаем их от нагара и смазываем стержни клапанов моторным маслом.
Собрав клапанный механизм.
. наносим молотком с пластмассовым бойком удар по торцам клапанов для более надежной фиксации сухарей (деревянный упор при этом необходимо убрать из-под тарелки клапана).
Перед установкой патрубков системы охлаждения очищаем привалочные плоскости патрубков и головки блока от остатков старых прокладок.
Устанавливаем новые прокладки патрубков, нанеся на них тонкий слой герметика.
Очищаем привалочные плоскости головки и блока цилиндров от остатков старой прокладки, грязи и масла.
Шприцем с иглой или резиновой грушей удаляем из крепежных отверстий блока цилиндров масло и охлаждающую жидкость.
Прокладку и головку блока цилиндров устанавливаем по двум центрирующим втулкам.
Устанавливая головку на блок цилиндров, продеваем цепь за проволоку через отверстие в головке. |
Установив болты крепления головки блока цилиндров, затягиваем их в порядке, показанном на рисунке.
Для обеспечения надежного уплотнения и исключения необходимости подтяжки болтов при техническом обслуживании автомобиля болты затягиваем в четыре приема:
1-й прием – затягиваем болты 1–10 моментом 20 Н.м (2,0 кгс.м);
2-й прием – болты 1–10 затягиваем моментом 69,4–85,7 Н.м (7,1–8,7 кгс.м), а болт 11 – моментом 31,4–39,1 Н.м (3,2–4,60 кгс.м).
Затем доворачиваем болты 1–10 на 90° (3-й прием) и еще на 90° (4-й прием).
Видео
Источник
Ремонт головки блока цилиндров ВАЗ 2121
Даже при щадящем режиме эксплуатации, ГБЦ двигателя рано или поздно требует ремонта. Для внедорожников отечественного производства, этот вопрос особенно актуален.
- «Нива» покупается не для поездок в Большой театр по городским дорогам.
- Отечественное бездорожье – это не полигон с тарированными препятствиями, нагрузки на автомобиль и двигатель нешуточные.
- Качество топлива и смазочных материалов, к сожалению, не способствуют продлению ресурса головки блока цилиндров.
Признаки неисправности
Вы можете посмотреть на видео признаки неисправности:
Для подобного обслуживания нет необходимости демонтировать силовую установку. Пространства под капотом достаточно для проведения работ прямо на автомобиле. Устройство двигателя 21213 достаточно простое. Капитальный ремонт или замена прокладки ГБЦ производится в гаражных условиях, одним владельцем, имеющим элементарный опыт обслуживания своего автомобиля.
Подготовим инструмент
- трещотка с набором головок (нам понадобятся размеры от 10 до 17 мм) и удлинителем;
- рожковые и накидные ключи с подобными размерами;
- динамометрический ключ, работающий в диапазоне от 10 до 110 н/м;
- свечной ключ;
- плоская отвертка с широким жалом, скребок (можно использовать узкий строительный шпатель), с их помощью отделяется прикипевшая прокладка ГБЦ;
- съемники стопорных колец;
- рассухариватель, деревянный брусок для поддержки сухарей клапанов;
- корщетка в виде короны, дрель;
- молоток с резиновой или полиэтиленовой головкой (для усаживания клапанов);
- шприц с толстой иглой (для отсоса технических жидкостей из труднодоступных полостей);
- огнетушитель, ветошь, емкости разных размеров;
- магнит на медной проволоке, для извлечения упавшего крепежа.
Если у вас нет воздушного компрессора для продувки ГБЦ и прочих частей мотора, можно воспользоваться туго накачанной запаской. Соедините ниппель с продувочным пистолетом при помощи длинного шланга – и вы сможете очистить от мусора самые труднодоступные ниши.
Снятие головки блока цилиндров – порядок работ
Перед обслуживанием убедитесь в надежности упоров крышки капота, поставьте машину на ручной тормоз и заблокируйте колеса башмаками.
- отсоедините аккумулятор, и сбросьте давление в топливной рампе;
- открутите крышку расширительного бачка радиатора и слейте антифриз;
- аккуратно открутите болты крепления дроссельного блока, предварительно отсоединив тросик газа. Блок демонтируем в сборе, если он не нуждается в обслуживании. Если прокладка целая – менять ее не обязательно.
- демонтируем патрубки, соединяющие рубашку охлаждения ГБЦ и радиатора. Предварительно ослабляем хомуты;
- размыкаем разъемы управляющих шлейфов форсунок. От температуры, фиксаторы могут отломаться – поэтому нельзя прикладывать большое усилие;
- отсоединяем разъемы от температурных датчиков на ГБЦ;
- сдергиваем со свечей колпачки высоковольтной проводки, попутно проверяем состояние изоляции;
- отсоединяем топливопроводы подающего и обратного контура. Перед началом работ приготовьтесь к улавливанию остатков топлива;
- отделяем приемную трубу выпускного коллектора. При необходимости прокладка меняется на новую.
- демонтируем термозащитные экраны;
- ослабляем натяжители цепи ГРМ, фиксируем саму цепь на шестерне с помощью проволоки;
- выкручиваем болты крепления, демонтируем распредвал.
- снимаем рычаги, толкающие клапана;
- отворачиваем болты крепления ГБЦ. Их расположение на двигателях 21213 и 21214 аналогично;
- аккуратно снимаем блок цилиндров, начиная с передней части. Прокладка остается на нижнем блоке;
- укладываем блок на ровную поверхность, демонтируем фланцы системы охлаждения. Если прокладка разрушена – меняем.
Профилактические работы и улучшение характеристик двигателя в автомобиле «Нива»
К техническому обслуживанию относится замена прокладки ГБЦ, очистка масляных каналов, притирка клапанов. Одновременно осматривается распредвал, на предмет задиров и прочего износа.
Выбор производителя запасных частей – личное дело владельца. Однако, такая важная часть, как прокладка – в зависимости от производителя имеет различное качество исполнения.
При сравнении трех вариантов, самой некачественной оказалась фирменная запчасть, нет претензий к испанскому образцу (он самый дорогой), и золотая середина – Егорьевский расходник.
Расточка блока не влияет на прокладку, дорабатывать ее нет необходимости. Важен порядок затяжки болтов ГБЦ. Именно несоблюдение этого правила чаще всего приводит к повреждению прокладки в процессе сборки. Бывают случаи разрыва перемычек, не говоря о нарушении герметичности по причине пережатия прокладки.
Последовательность указана на рисунке.
Также важен и момент затяжки ГБЦ
Установку блока производят в несколько приемов, соблюдая последовательность:
- Все болты кроме 11, соблюдая порядок, затягиваются с моментом 20 Н/м.
- Затем, повторяя последовательность, затягиваем эти же болты уже с моментом 69-85 Н/м.
- Болт 11 закручиваем за один проход, с моментом 32-39 Н/м
- Меняем динамометрический ключ на обычную рукоять, и доворачиваем все болты на 90°.
Расточка ГБЦ относится к механическому тюнингу
При наличии инструмента, работы выполняются самостоятельно.
- производим расточку впускных и выпускных фланцев до диаметра 34 мм;
- затем с помощью герметика или пластилина совмещаем фланцы с входными отверстиями, и производим разметку расточки на ГБЦ;
- той же самой фрезой протачиваем отверстия впускных и выпускных каналов;
- После чего остается подобрать и доработать под новый диаметр клапана.
Проведя подобные работы, вы увеличиваете мощность внедорожника «Нива», и крутящий момент на низких оборотах. Это поможет уверенно ехать «внатяг».
Итог: Не следует бояться работ, которые на первый взгляд могут показаться сложными. При среднем оснащении гаража, обслуживание и тюнинг двигателя своими руками сэкономит владельцу немало средств.
Источник
Замена прокладки гбц ваз 21213 карбюратор своими руками
Головку цилиндров снимают с двигателя на автомобиле, если для устранения неисправности не нужно снимать сам двигатель, или если необходимо только удалить нагар с поверхности камеры сгорания и клапанов.
1. Затормозите автомобиль рычагом привода стояночного тормоза, снимите запасное колесо и отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.
2. Снимите воздушный фильтр и закройте карбюратор сверху технологической заглушкой.
3. Слейте охлаждающую жидкость из радиатора и блока цилиндров.
4. Отсоедините провода от свечей зажигания и датчика температуры охлаждающей жидкости, от концевого выключателя и электромагнитного клапана карбюратора.
5. Отсоедините от карбюратора трос привода воздушной заслонки.
6. Отсоедините тяги привода дроссельных заслонок карбюратора от промежуточного рычага на крышке головки цилиндров.
7. Ослабьте хомуты и отсоедините от карбюратора шланги подвода и слива топлива. Закрепите шланги в положении, исключающем утечку топлива.
8. Отсоедините от карбюратора вакуумный шланг.
9. Отсоедините шланги от впускной трубы, от выпускного патрубка охлаждающей рубашки головки цилиндров и от трубки подвода жидкости к отопителю.
10. Снимите клапан рециркуляции отработавших газов.
11. Отсоедините от выпускного коллектора защитный щиток стартера, приемную трубу глушителей и кронштейн креплений трубки отвода жидкости из отопителя.
12. Снимите крышку головки цилиндров с прокладкой и кронштейном топливопровода.
| 13. Поверните коленчатый вал до совмещения метки на звездочке распределительного вала с меткой на корпусе подшипников. |
14. Отверните болт крепления звездочки распределительного вала.
15. Отпустите колпачковую гайку натяжителя цепи, отожмите монтажной лопаткой шток натяжителя и зафиксируйте его колпачковой гайкой.
16. Снимите звездочку распределительного вала.
17. Отверните болты крепления головки цилиндров к блоку и снимите головку цилиндров с прокладкой.
1. Устанавливайте головку цилиндров в порядке, обратном снятию, соблюдая рекомендации, изложенные в подразделе 2.4.
2. Прокладку между головкой и блоком цилиндров повторно применять не допускается, поэтому замените ее новой.
3. При установке головки цилиндров отрегулируйте натяжение цепи и зазоры в клапанном механизме.
4. После установки головки цилиндров отрегулируйте привод карбюратора и установку момента зажигания.
Источник